Начало
14.04.2025
Несмотря
на сравнительно слабое техническое оснащение железнодорожного транспорта,
прогресс по перевозке пассажиров и грузов был очевиден. С годами повышалась
мощность паровоза, развивалась ремонтная база паровозного депо Хилок, появилась
нехватка квалифицированных кадровых работников.
В 1920 году при мастерских паровозного депо Хилок была организована профтехшкола.
Контингент ее состоял из двенадцати человек.
Учились вечером, днем работали. Школа занимала помещение, расположенное на месте,
где сейчас находится столовая депо. Слесарное оборудование было бедное.
Станочного оборудования не было.
Занятия были только практическими. Школа была в ведении начальника участка
Степанова В. С. Начальника школы, как такового, не было, его заменял мастер
депо Овчинников. Инструктора не были хорошо подобраны и часто менялись.
Инструкторами работали:
Семичастный, Ярошкевич, Николаев. В конце 1920 года в школу прибыл на должность
инструктора Ведерников Н. А., который в дальнейшем сыграл в развитии школы
заметную роль. Школа постепенно росла. В начале 1921 года в школе обучалось
девятнадцать учащихся, а 22 января 1921 года она была реорганизована в школу
ФЗУ (фабрично-заводского ученичества), начальником которой был назначен
Ведерников Николай Андреевич.
Вскоре
началось теоретическое обучение. 12 февраля 1921 года для проведения занятий
было выделено здание, где раньше находилась контора паровозного депо. Срок
обучения был установлен в четыре года.
За
успешную работу в 1922 году школе, было присвоено имя Калинина. Темпы роста
школы увеличивались. В 1925 году в школе уже обучалось четыре группы. В этом же
году состоялся первый выпуск воспитанников школы в количестве 19 человек, из
которых 9 человек было выпущено по 8 разряду, 7 человек - по 7 разряду и остальные
по 6 разряду. В числе выпускников были: Дунаев, Лисовский, Наумчик, Заболоцкий,
Купрев, Залетных, Дергач, Шишкин, Павлюшин, Ященко. Из этих товарищей вышли
хорошие командиры, которыми можно гордиться. Например, Залетных работал
директором Восточно-азиатского треста паровозоремонтных заводов в городе
Куйбышеве, Дунаев — заместителем директора ФЗУ г. Хилок, Заболоцкий — мастером
цеха депо Мог-зон, Дергач - инженером-тяговиком. Воспитанники школы тепло
вспоминают своих первых воспитателей-инструкторов: Михайлова, Семибраченко,
Дунаева, Камаева, преподавателей Голокачерова, Потолчицына и других. Много было
сделано для укрепления материальной базы и улучшения работы начальником школы
Ведерниковым Н. А., он являлся инициатором всех проводимых мероприятий и был
лучшим организатором и воспитателем учащихся. Школа бесперебойно работала до
1928 года. В связи с закрытием основного депо, было организовано оборотное
депо.
Школа была расформирована, учащиеся школы переведены в школы ФЗУ городов Читы и
Иркутска.
В
1929 году на базе школы были организованы вечерние профкурсы слесарей под
руководством А. Дунаева. Обучение проводилось в цехе дело (ныне механический
цех), оборудованном верстаками. Такие мероприятия не удовлетворяли
производство. Поэтому в 1930 году Дунаев получил распоряжение от отдела
просвещения Забайкальской железной дороги организовать школу ФЗУ на 250
человек. Тот же цех был оборудован под учебные мастерские полностью. Под
теоретическое обучение были выделены два здания. Одно из них впоследствии долгое
время было занято учебными мастерскими школы, другое находилось напротив по
улице им. Дзержинского. В 1931 году было открыто основное делю. Цех был занят
под подъемку паровозов, а учебные мастерские были переведены в здание бывшей
церкви.