Положение ситуационной помощи

Государственное профессиональное образовательное учреждение
«Хилокское железнодорожное училище»

ПОЛОЖЕНИЕ
о порядке оказания сотрудниками
ситуационной помощи инвалидам и лицам с
ограниченными возможностями здоровья.

г. Хилок

1. Общие положения
Порядок оказания сотрудниками ситуационной помощи инвалидам и лицам с
ограниченными
возможностями
здоровья
в
государственном
профессиональном
образовательном
учреждении
«Хилокское железнодорожное училище» (далее
Учреждении) разработан в соответствии сФедеральным законом от 24 ноября 1995 г. № 181ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Федеральным законом от 1
декабря 2014 г. № 419-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты
Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией
Конвенции о правах инвалидов», приказом Министерства образования и науки РФ от
09.11.2015 №1309 «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для
инвалидов объектов и предоставляемых на них услуг в сфере образования, а также оказания
им при этом необходимой помощи».
Настоящий Порядок закрепляет обязанности ответственных сотрудников за оказание
помощи инвалидам, обучающимся в Учреждении.
Ситуационная помощь - это помощь, оказываемая гражданину в целях преодоления
барьеров, препятствующих получению услуг, оказываемых населению, наравне с другими
лицами.
Инвалид - физическое лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким
расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или
дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость
его социальной защиты (в соответствии с Федеральным законом «О социальной защите
инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 № 181-ФЗ).
2. Сопровождение инвалидов при посещении здания и помещений Учреждения
Сотрудники Учреждения оказывают необходимую ситуационную помощь в передвижении
инвалидов через распашные двери на 1 этаж, а также оказывают консультационную помощь
инвалидам по вопросам получения образовательных услуг в Учреждении.
Действия сотрудника поста охраны в Учреждении при оказании ситуационной помощи
инвалиду:
- при срабатывании кнопки вызова персонала либо визуальном выявлении посетителя с
ограничением передвижения (на кресле-коляске, костылях, с белой тростью, с поражениями
верхних конечностей), выходит на улицу, открывает входные распашные двери;
- оказывает помощь при входе в здание, в случае необходимости привлекает сотрудников
Учреждения для сопровождения инвалида в холл здания;
- уточняет, в какой помощи нуждается инвалид, цель посещения, необходимость
сопровождения;
- в зависимости от цели визита сообщает ответственному сотруднику Учреждения о
посещении гражданина с ограничениями передвижения.
- до прибытия ответственного специалиста, сотрудник поста охраны направляет инвалида к
месту ожидания в холле и обеспечивает его сопровождение до места ожидания следующими
методами:
- инвалиду с нарушением слуха ладонью указывается на стул в зоне ожидания
(приглашающий жест) и предлагается на него сесть;
- инвалиду с нарушением зрения сначала дается возможность сориентироваться в
пространстве. Необходимо прикоснуться к его плечу или руке, предложить пройти к месту

ожидания, сопровождая движение или поддержкой инвалида за локоть/руку, или направлять
его словами (немного левее, правее).
Действия ответственного сотрудника Учреждения при оказании ситуационной помощи
инвалидам, передвигающимся на кресле-коляске, с нарушениями опорно- двигательного
аппарата:
- при встрече с инвалидом сообщает свою фамилию, имя, отчество, занимаемую должность и
уточняет, по какому вопросу обратился гражданин;
- в случае необходимости оказывает помощь при передвижении внутри здания,
сопровождает до нужного кабинета, сопровождает до гардероба;
- оказывает помощь при одевании и раздевании;
- при необходимости оказывает помощь при посещении туалета.
При сопровождении предлагается необходимая помощь, которая может быть оказана
при передвижении по зданию. Запрещается прикасаться к инвалидной коляске и менять ее
местоположение без согласия инвалида. При открытии тяжелых дверей рекомендуется
предложить помощь инвалиду, пользующемуся инвалидной коляской или костылями.
Необходимо помнить, что инвалидные коляски быстро набирают скорость, и неожиданные
резкие повороты и толчки могут привести к потере равновесия и опрокидыванию
инвалидной коляски. Если существуют архитектурные барьеры, необходимо предупредить
инвалида об их наличии, чтобы указанное лицо имело возможность принимать решения о
траектории движения заранее.
Личный прием сотрудниками Учреждения инвалидов, испытывающих трудности при
передвижении, при необходимости может осуществляться в холле либо ином помещении на
первом этаже.
Действия ответственного сотрудника Учреждения при оказании ситуационной
помощи инвалидам по зрению (незрячих или слабовидящих, ограниченных в ориентации):
- при встрече с инвалидом сообщает свою фамилию, имя, отчество, занимаемую должность и
уточняет, по какому вопросу обратился гражданин;
- оказывает помощь при одевании и раздевании;
- сопровождает до нужного кабинета, придерживая его под локоть;
- оказывает помощь при ориентации в помещении.
Для ориентации лица с нарушением зрения в здании Учреждения необходимо кратко
описать местонахождение, характеризовать расстояние до определенных предметов,
своевременно предупредить о препятствиях: ступенях, низких притолоках, трубах и т.п.
Предложить незрячему самому выбрать, с какой стороны ему удобно идти (обычно это
свободная от трости сторона), при передвижении поддерживать его рукой. При спуске или
подъеме по ступенькам вести незрячего перпендикулярно к ним и обязательно показать
перила. Проходя двери или узкие проходы, всегда идти впереди, рукой направляя инвалида
так, чтобы он шел следом. В месте приема, необходимо подвести инвалида к стулу и
направить его руку на спинку стула.
Действия ответственного сотрудника Учреждения при оказании ситуационной
помощи инвалидам по слуху (неслышащих и слабослышащих). Стоит подчеркнуть, что
неслышащий инвалид, при формальном общении нуждается в услугах сурдопереводчика.
Ситуационная помощь инвалиду по слуху оказывается во всех помещениях, где отсутствует
письменная информация об услугах, предоставляемых Учреждением.
При
отсутствии
сурдопереводчика
ответственный
сотрудник
Учреждения,
оказывающий помощь, знакомит инвалида с письменной информацией о порядке оказания
образовательных услуг и другой запрашиваемой инвалидом информацией.По окончании
предоставления услуги ответственное лицо за оказание ситуационной помощи помогает
инвалиду выйти (выехать) из кабинета (помещения), открывает двери, сопровождает
гражданина до выхода и помогает покинуть здание Учреждения.
3. Общие правила этикета при общении с инвалидами в ходе
оказания сотрудниками ситуационной помощи
При посещении здания Учреждения инвалидами сотрудникам необходимо соблюдать

правила этики при общении с указанными лицами в зависимости от
нарушений их здоровья и цели посещения.

особенностей

Правила этикета при общении с инвалидами, испытывающими трудности при
передвижении:
Следует помнить, что инвалидная коляска — неприкосновенное пространствочеловека. Не
облокачивайтесь на нее, не толкайте, не кладите на нее ноги без разрешения. Начать катить
коляску без согласия инвалида — то же самое, что схватить и понести человека без его
разрешения.
Всегда спрашивайте, нужна ли помощь, прежде чем оказать ее. Если ваше предложение о
помощи принято, спросите, что нужно делать, и четко следуйте инструкциям.
Если вам разрешили передвигать коляску, сначала катите ее медленно. Коляска быстро
набирает скорость, и неожиданный толчок может привести к потере равновесия.
Если возможно, расположитесь так, чтобы ваши лица были на одном уровне. Избегайте
положения, при котором вашему собеседнику нужно запрокидывать голову.
Всегда лично убеждайтесь в доступности мест, где запланированы мероприятия. Заранее
поинтересуйтесь, какие могут возникнуть проблемы или барьеры и как их можно устранить.
Если существуют архитектурные барьеры, предупредите о них, чтобы человек имел
возможность принимать решения заранее.
Правила этикета при общении с инвалидами, имеющими нарушения зрения или
незрячими.
Предлагая свою помощь, направляйте человека, не стискивайте его руку, идите так, каквы
обычно ходите. Не нужно хватать слепого человека и тащить его за собой.
Опишите кратко, где вы находитесь. Предупреждайте о препятствиях: ступенях, лужах,
ямах, низких притолоках, трубах и т.п.
Используйте, если это уместно, фразы, характеризующие звук, запах, расстояние.
Обращайтесь с собаками-поводырями не так, как с обычными домашними животными. Не
командуйте, не трогайте и не играйте с собакой-поводырем.
Если вы собираетесь читать незрячему человеку, сначала предупредите об этом. Говорите
нормальным голосом. Не пропускайте информацию, если вас об этом не попросят.
Если это важное письмо или документ, не нужно для убедительности давать его потрогать.
При этом не заменяйте чтение пересказом. Когда незрячий человек должен подписать
документ, прочитайте его обязательно. Инвалидность не освобождает слепого человека от
ответственности, обусловленной документом.
Всегда обращайтесь непосредственно к человеку, даже если он вас не видит, а не к его
зрячему компаньону.
Всегда называйте себя и представляйте других собеседников, а также остальных
присутствующих. Если вы хотите пожать руку, скажите об этом.
Когда вы предлагаете незрячему человеку сесть, не усаживайте его, а направьте руку на
спинку стула или подлокотник. Не водите по поверхности его руку, а дайте ему возможность
свободно потрогать предмет. Если вас попросили помочь взять какой-то предмет, не следует
тянуть кисть слепого к предмету и брать его рукой этот предмет.
Правила этикета при общении с инвалидами, имеющими нарушения слуха или
глухими.
Разговаривая с человеком, у которого плохой слух, смотрите прямо на него. Не затемняйте
свое лицо и не загораживайте его руками, волосами или какими-то предметами. Ваш
собеседник должен иметь возможность следить за выражением вашего лица.
Существует несколько типов и степеней глухоты.' Соответственно, существует много
способов общения с людьми, которые плохо слышат. Если вы не знаете, какой предпочесть,
спросите у них.
Некоторые люди могут слышать, но воспринимают отдельные звуки неправильно. В этом
случае говорите более громко и четко, подбирая подходящий уровень. В другом случае
понадобится лишь снизить высоту голоса, так как человек утратил способность

воспринимать высокие частоты.
Чтобы привлечь внимание человека, который плохо слышит, назовите его по имени. Если
ответа нет, можно слегка тронуть человека или же помахать рукой.
Говорите ясно и ровно. Не нужно излишне подчеркивать что-то, тем более кричать в ухо.
Используйте выражение лица, жесты, если хотите подчеркнуть смысл сказанного.
4. Заключительные положения
Ответственный за оказание ситуационной помощи инвалидам сотрудник назначается
приказом директора учреждения и имеет право самостоятельно в рамках своей компетенции
принимать решения о видах и способах ситуационной помощи в зависимости от
обстоятельств.
Для обеспечения инвалидам доступа к помещениям Учреждения необходимо оказывать
ситуационную помощь в зависимости от вида и выраженности имеющегося у инвалида
нарушения здоровья и той ситуации, в которой находится инвалид.
При оказании ситуационной помощи сотрудники Учреждения обязаны соблюдать и
защищать права и интересы инвалидов и обеспечивать конфиденциальность персональных
данных и сведений о содержании оказываемых им услуг.
В Порядок могут вносится изменения и дополнения в соответствии с законодательством
Российской Федерации.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».