Министерство образования и науки Забайкальского края Государственное профессиональное образовательное учреждение «Хилокское железнодорожное училище» ПРИНЯТО на заседании педагогического совета протокол № от УТВЕРЖДЕНО приказом директор ГПОУ «ХЖУ» №^£"от I Р/ О 9: « * , ЩШ &Ш 16° &Z1POJ Положение © внутренней системе оценки качества ©бразегательншй демтельности г. Хилок 2023 год Положение о внутренней системе оценки качества образования по образовательным программамсредиегопрофессиональногообразования I . Общиеположения Положениеовнутреннейсистемеоценкикачестваобразования (далее - Положение) определяет цели, задачи, принципы, функции, направления, порядок организации и функционирования внутренней системы оценки качества образования, организационную структуру и реализацию процедур контроля и экспертной оценки качества образования в ГПОУ «Хилокском железнодорожном училище». НастоящееПоложениеразработановсоответствиис: - Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЭ (в ред. от 17.02.2023 N 26-ФЗ) «Об образовании в Российской Федерации»; - ПостановлениемПравительстваРФот05.08.2013№662 (ред. от 24.03.2022) «Об осуществлении мониторинга системы образования» (вместе с «Правилами осуществления мониторинга системы образования»); - Приказом Минобрнауки России от 10.12.2013 № 1324 (ред. от 15.02.2017, с изм. от 03.11.2022) «Об утверждении показателей деятельности образовательной организации, подлежащей самообследованию»; - Приказом Минпросвещения России от 13.03.2019 № 114 «Об утверждении показателей, характеризующих общие критерии оценки качества условийосуществленияобразовательной деятельностиорганизациями, осуществляющими образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам, образовательным программам среднего профессионального образования, основным программам профессионального обучения, дополнительным общеобразовательным программам»; - Приказом Минпросвещения России от 29.11.2021 № 869 «Об утверждении аккредитационных показателей по образовательным программам среднего профессионального образования»; - Федеральными государственными образовательными стандартами высшего образования и среднего профессионального образования; - Приказом Минпросвещения России от 24.08.2022 года № 762 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования»; - ПриказомМинистерствапросвещенияРФот8ноября2021 r.N800 «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования» (с изменениями и дополнениями); - Уставом училища иинымилокальныминормативнымиактами. Внутренняя система оценки качества образования (далее - ВСОКО) представляет собой совокупность организационных структур, норм и правил, диагностических и оценочных процедур, обеспечивающих на единой основе оценку качества образовательных результатов, качество реализации образовательногопроцесса,качествоусловий,обеспечивающихобразовательный процесс с учетом запросов основных участников образовательного процесса. ВнастоящемПоложении используютсяследующиетермины: измерение - оценка уровня образовательных достижений с помощью контрольноизмерительныхматериалов,имеющихставдартизированнуюформу и содержание которых соответствует реализуемым образовательным программам ;качество образования - это комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или; потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляете* образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результате! образовательной программы; - контрольно-аналитическая деятельность - проверка результатов деятельности образовательной организации с целью установления исполнения законодательства РФ и иньг нормативных правовых актов, в том числе приказов, указаний, распоряжений руководителя, атакже с целью изучения последствий принятых управленческих решений, имеющих нормативную правовую силу;критерий - признак, на основании которого производится оценка, классификация оцениваемого объекта; — мониторинг-систематическое отслеживание процессов, результатов, других характеристик образовательной системы для выявления степени соответствия её развития и функционирования заданным целям; -мониторинг качества образования - целенаправленное, специально организованное, непрерывное слежение за изменением основных свойств качества образования в целях своевременного принятия адекватных управленческихрешенийпокоррекцииобразовательногопроцессаисозданных для него условий на основе анализа собранной информации и прогноза; — оценка качества образования - определение с помощью диагностических иоценочных процедур степени соответствия образовательных результатов, образовательного процесса, ресурсного обеспечения нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям; — система мониторинга качества образования система сбора, обработки, анализа,хранения и распространения информации об образовательной системен её отдельных элементах,которая ориентирована на информационное обеспечение управления качеством образования;позволяет судить о состоянии системы образования в образовательной организации в любоймомент времениобеспечить возможность прогнозирования её развития; — экспертиза - всестороннее изучение и анализ состояния образовательного процесса, условий и результатов образовательной деятельности. 2. Цели,задачи,принципы,функцииВСОКО ЦелямиВ СОКОяв ляются: — формирование единой системы диагностики и контроля состояния образования, обеспечивающей определение факторов и своевременное выявление изменений, влияющих на качество образования в образовательной организации; — получение объективной информации о функционировании и развитии системы образования в образовательной организации, тенденциях его изменения и причинах, влияющих на его уровень; — предоставления всем участникам образовательного процесса и общественности достоверной информации о качестве образования; — принятие обоснованных и своевременных управленческих решений по совершенствованию образования и повышение уровня информированности потребителей образовательных услуг при принятии таких решений; прогнозирование развития образовательной системы образовательной организации ЗадачамиВСОКОявляются: — формирование единого понимания критериев качества образования и подходов к его измерению; — формирование системы аналитических показателей, позволяющей эффективно реализовывать основные цели оценки качества образования; — формирование ресурсной базы и обеспечение функционирования образовательной статистики и мониторинга качества образования; — изучение и самооценка состояния развития и эффективности деятельности образовательной организации; — определение степени соответствия условий осуществления образовательного процесса государственным требованиям; — определение степени соответствия образовательных программ с учетом запросов основных потребителей образовательных услуг нормативным требованиям; — обеспечениедоступностикачественногообразования; — оценка уровня индивидуальных образовательных достижений обучающихся; — определение степени соответствия качества образования на различных ступенях обучения в рамках мониторинговых исследований качества образования государственным и социальным стандартам;выявлениефакторов,влияющихнакачествообразования; — содействие повышению квалификации педагогических работников, принимающих участие в процедурах оценки качества образования;определение направлений повышения их квалификации по вопросам, касающимся требований к аттестации педагогических работников, индивидуальным достижениям обучающихся; использованиерезультатов мониторинга и анализа дляоценкикачества и эффективности работы педагогических сотрудников при распределении стимулирующей части оплаты труда. ПринципыВСОКО: — объективности, достоверности, полноты и системности информации о качестве образования; — реалистичности требований, норм и показателей качества образования, их социальной и личностной значимости, учёта индивидуальных особенностей развития отдельных обучающихся при оценке результатов их обучения и воспитания; — открытости, прозрачности процедур оценки качества образования; преемственности в образовательной политике, интеграции в общероссийскую систему оценки качества образования; -доступности информации о состоянии и качестве образования для различных групп потребителей; -рефлективности, реализуемый через включение педагогов в критериальный самоанализ и самооценку своей деятельности с опорой на объективные критерии и показатели; повышения потенциала внутренней оценки, самооценки, самоанализа каждого педагогического работника; -оптимальности использования источников первичных данных для определения показателей качества и эффективности образования (с учетом возможности их многократного использования); — инструментальности и технологичности используемых показателей (с учетом существующих возможностей сбора данных, методик измерений, анализа и интерпретации данных, подготовленности потребителей к их восприятию); минимизации системы показателей с учетом потребностей разных уровней управления; сопоставимости системы показателей с муниципальными, региональными аналогами;взаимного дополнения оценочных процедур, установление между ними взаимосвязей и взаимозависимости; — соблюдения морально-этических норм при проведении процедур оценки качества образования в образовательной организации. ФункциямиВСОКОявляются: — сбор данных по образовательной организации в соответствии с региональными показателями и индикаторами мониторинга качества образования; — получение сравнительных данных, выявление динамики и факторов влияния на динамику качества образования; — определение и упорядочивание информации о состоянии и динамике качества образования в базе данных образовательной организации; — координация деятельности организационных структур, задействованных в процедурах мониторинга качества образования, и распределение информационных потоков в соответствии с их полномочиями. 3. ОрганизацияВСОКО ВСОКО служит информационным обеспечением образовательной деятельностью образовательной организации Основными пользователями результатов ВСОКО являются Учредитель(ГПОУ «Хилокское железнодорожное училище); — Управленческийперсоналобразовательнойорганизации; — Педагогическиеработники; управления — обучающиеся и родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся; — педагогическийсоветучилища, — работодателиисоциальныепартнёры; — внешние эксперты, назначаемые при проведении процедур лицензирования, аккредитации образовательной организации, аттестации педагогических работников образовательной организации. В качестве источников данных для ВСОКО образовательной организации используются: -образовательнаястатистика; — ПромежуточнаяиГосударственнаяитоговаяатгестации; — Мониторинговые исследования; — Социологическиеопросы; — Отчетыработниковобразовательнойорганизации; — Посещение и взаимо посещение учебных занятий и внеаудиторных мероприятий. ОбъектамиВСОКО образовательной организацииявляются: — Образовательныепрограммы; — Образовательнаясреда; — педагогические работники (уровень профессиональной компетентности;качество и результативность педагогической работы; профессионализм и квалификацияработников); — обучающиеся (учебные достижения, качество подготовки выпускников); — образовательный процесс (содержание обучения; анализ промежуточного и итоговогоконтроля за уровнем учебных достижений); — условия (учебно-методические,материально-технические,нормативноправовые,санитарно-гигиенические, кадровые, финансовые). ПредметомВСОКОявляются: — качество образовательных результатов обучающихся (степень соответствия индивидуальных образовательных достижений обучающихся требованиям Федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования (далее ФГОС СПО); — качество организации образовательного процесса (учебная и учебно- производственная работа), включающая условия организации образовательного процесса, в т.ч. доступность образования, условия комфортности получения образования, материально-техническое обеспечение образовательногопроцесса, организацию питания; — основные и дополнительные образовательные программы, реализуемые в образовательной организации,условия их реализации; — воспитательнаяработа; профессиональная компетентность педагогических работников, их деятельность по обеспечению требуемого качества результатов образования. Оценка качества образования осуществляется посредством: -системывнутреннегоконтроля; — лицензирования; — государственнойаккредитации; — Государственнойитоговойаттестациивьшускников; — Мониторинга качестваобразовательногопроцесса. НаправленияВСОКО: — Качествообразовательныхпрограмм; — Качествоусловийреализацииобразовательныхпрограмм; — Качествообразовательныхрезультатовобучающихся; — Удовлетворенностьпотребителейкачествомобразования. Оценочные мероприятия и процедуры в рамках ВСОКО проводятся в течение всего учебного года; результаты обобщаются наэтапе подготовки отчета о самообследовании. ОсновныемероприятияВСОКО: - Оценкасоответствияреализуемых в образовательной организации образовательных программ федеральным требованиям; - Контрольреализациирабочихпрограмм; - Оценкаусловийреализацииобразовательныхпрограммфедеральным требованиям; - Мониторинг сформированное™ компетенций; мониторинг индивидуального прогресса обучающегося в достижениирезультатовосвоенияобразовательных программ; - оценкаудовлетворенностиучастниковобразовательныхотношений качествомобразования; - систематизация и обработка оценочной информации, подготовка аналитических документов по итогам ВСОКО; - подготовка отчета о самообследовании, в том числе для размещения на официальном сайте образовательной организации. Организационной основой осуществления процедуры внутренней оценки качества образования является план, где определяются форма, направления, сроки и порядок проведения оценки качества образования, ответственные исполнители. План/программа внутренней оценки качества образования рассматривается на заседании педагогического совета/ученого совета в начале учебного года, утверждается приказом руководителя образовательной организации и обязателен для исполнения работниками образовательной организации. 4. Процедурапроведениявнутреннейоценки Качестваобразованиявобразовательнойорганизации Основаниемдляпроведениявнутреннейоценкикачестваобразования выступают: - Плановыйконтроль; - Проверкасостоянияделдляподготовкиуправленческих решений; - обращение физических и (или) юридических лиц по поводу нарушенийв области образования. Внутренняя оценка качестваобразованияосуществляетсявдвухформах: - По этапамобучения(промежуточнаяоценкаиитоговаяоценка); - по частоте процедур (разовая, периодическая и систематическая оценка). Организацияпроверкисостояниялюбогоизвопросовсодержания внутренней оценкикачества образования состоит из следующих этапов: - Определениецели,объектовоценки; - Определениепоказателейвнутреннейоценкикачестваобразования; - Выборформиметодовоценки(пооценкепоказателей); - Определениепериодичностиисроковоценкипокаждомупоказателю; - назначение приказом руководителя образовательной организации ответственных работников по анализу показателей внутренней оценки качества образования; - инструктажучастниковвнутреннейоценкикачестваобразования; - констатацияфактическогосостояниядел; - выводы, вытекающие из анализа показателей внутренней оценки качества образования; рекомендации или предложения по совершенствованию образовательного процесса в Колледже или устранению недостатков; - определение сроков для ликвидации недостатков или повторная процедура оценки. Внутреннююоценкукачестваобразованияосуществляют: — Директоручилища, — Заместителидиректораучилшца, — Методист. Для проведения внутренней оценки качества образования может создаваться комиссия. В качестве экспертов к участию в оценке могут привлекаться сторонние компетентные организации и отдельные специалисты. Проведение оценки качества образования предполагает широкое использование современных информационных технологий на всех этапахсбора, обработки, хранения и использования информации. Методьшроведениявнутреннейоценкикачестваобразования: — тестирование; — экспертное оценивание; проведение контрольных и других видов работ, статистическаяобработка информации и др. Реализация ВСОКО предполагает последовательность следующих действий: — Определениеиобоснованиеобъектаоценкикачестваобразования; — Сборданных,используемыхдляоценкикачестваобразования; — Обработкаполученных данных входеоценки качестваобразования; — Анализиинтерпретацияполученныхданныхвходеоценкикачества образования; — Подготовкадокументовпоитогаманализаполученныхданных; — распространение результатов оценки качества образования среди пользователей; — структурирование баз данных, обеспечивающих хранение и оперативное использование информации. Материалы, полученные в результате проведённых мероприятий, должны обеспечить достаточную информированность и сравнимость результатов контроля для подготовки итоговой справки. При осуществлении внутренней оценки качества образования эксперты имеют право: — знакомиться с документацией в соответствии с должностными обязанностямипедагогических работников (календарно-тематическим планированием, журналами учебных занятий, учебными материалами обучающихся, индивидуальными планами работы педагогических работникови планами воспитательной работы и др.); — изучать практическую деятельность педагогических работников училища через посещение, взаимопосещение и анализ учебных занятий, внеаудиторных мероприятий; — анализировать статистические данные о результатах педагогической деятельности(контрольные работы, срезы и т.д.); — анализироватьрезультатыучебно-методическойработы педагогических работников; — анализировать результаты участия обучающихся в олимпиадах, конкурсах, выставках,конференциях и т.д.; — организовывать социологические, психологические, педагогические исследованшг.анкетирование, тестирование обучающихся, родителей, педагогических работников; — делать выводы и давать рекомендации для принятия управленческих решений. Результаты оценки оформляются в виде аналитической справки с возможным использованием схем, графиков, таблиц, диаграмм, в которой указывается: — Цельоценки; — Срокипроведенияоценки; — Состав экспертнойкомиссии; — работа, проведённая в процессе оценки (посещены учебные занятия, проведеныконтрольные работы, изучена учебная документация, проведено собеседование и т.д.); — выводы; — рекомендации (или)предложения; — датаиподписьответственногозасоставлениесправки. По итогам оценки, в зависимости от её формы, целей и задач, а также с учетомреального положения дел, проводятся заседанияпедагогического совета/ученого совета,методического совета, рабочие совещания с педагогическим работниками. Результаты проверок учитываютсяпри аттестации педагогических работников. По результатам оценочных исследований разрабатываются рекомендации, принимаются управленческие решения, осуществляется планирование и прогнозирование развития образовательной организации. Материалы мониторинга публикуются на сайте образовательной организации в форме самообследования. 5. Содержаниепроцедурэкспертнойощенкикачестваобразования Реализация внутренней системы оценки качества образования осуществляется посредством существующих процедур и экспертной оценки качества образования. Содержание процедуры оценки качества образовательных результатов, обучающихся включает в себя: — Промежуточнуюитекущуюаттестациюобучающихся; — Аттестациюучебнойипроизводственнойпрактики; — Государственнуюитоговуюаттестациювьшускников; — мониторинговые исследования качества знаний обучающихся, их профессиональноличностного и мотивационного развития; — участие и результативность в международных, всероссийских, региональных, городских, институциональных конференциях, конкурсах, предметных олимпиадах, фестивалях, соревнованиях, а также в аналогичных мероприятиях внутри училища; — мониторинговое исследование об обученности и адаптации обучающихся первого курса; — мониторинговое исследование образовательных достижений, обучающихся на разных ступенях обучения. Содержание процедуры оценки качества образовательного процесса включает всебя: — Результатылицензированияигосударственнойаккредитации; — Эффективностьмеханизмовсамооценкиивнешнейоценкидеятельности путем анализа ежегодных публичных отчетов и отчетов о самообследовании; — программно-методическое и программно-информационное обеспечение образовательного процесса и практики, эффективность использования Интернета вучебном процессе; — оснащенность учебных кабинетов современным оборудованием, средствами обучения; — обеспечениеметодическойиучебнойлитературой; — оценку соответствия службы охраны труда и обеспечение безопасности (техники безопасности, производственной санитарии, антитеррористической безопасности, требованиям нормативныхдокументов); — оценкуотсеваобучающихсяисохранениеконтингентаобучающихся; — анализ результатов трудоустройства (вт.ч.дальнейшего)выпускников. Содержаниепроцедурыоценкикачествавоспитательнойработы включает в себя: — Степеньвовлеченностиввоспитательныйпроцесспедагогического коллектива; — Качествопланированиявоспитательнойработы; — охват обучающихся содержанием деятельности, которая соответствует их интересам ипотребностям; — наличиестуденческогосамоуправления; — удовлетворенность обучающихся и родителей воспитательным процессом; — исследованиеуровнявоспитанностиобучающихся; — отрицательнуюдинамикуколичестваправонарушенийобучающихся. Содержание процедуры оценки профессиональной компетентности педагогических работников и ихдеятельности по обеспечению требуемого качества образования включает в себя: — Аттестациюпедагогическихработников; — отношение и готовность к повышению педагогического мастерства (систематичность прохождения курсов, участие в работе методических совещаний, семинаров, методическихобъединений и т.д.); — знание и использование современных педагогических методик и технологий; — образовательныедостиженияобучающихся; — участие в профессиональных конкурсах разного уровня, научно- практических конференциях, круглых столах и пр. — презентация опыта профессиональной деятельности (на разных уровнях); — диагностика профессионально-личностных качеств педагогических работников. 6. ДокументацияВСОКО Документация ВСОКО - это совокупность информационно- аналитических продуктов контрольно-оценочной деятельности субъектов ВСОКО. Обязательным, подлежащим размещению на сайте образовательной организации, документом ВСОКО является отчет о самообследовании. СоставконкретныхдокументовВСОКОежегоднообновляется